ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2, ФЗ «Об образовании в РФ»). Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.
С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ). Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.
Подробнее
Обучающиеся с ОВЗ – это дети:
– с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
– нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
– тяжелыми нарушениями речи;
– нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– задержкой психического развития;
– расстройствами аутистического спектра;
– со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
– с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).
Как получить заключение ПМПК
ПМПК создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее - обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Обследование на ПМПК проводится по инициативе родителей (законных) представителей или по направлению образовательного учреждения, в случае неуспешности в обучении, проблем в развитии, поведении и т.д.
Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.
Для обследования необходимо записаться по телефону (81361)2-16-02 или при личном обращении.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:
копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
копию справки МСЭ об инвалидности (при наличии).
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
В заключении комиссии указываются рекомендации по:
определению формы получения образования, вида образовательной программы;
определению форм и методов психолого-медико-педагогической помощи;
созданию специальных условий для получения образования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) рекомендательный характер.
Заключение комиссии действительно для представления в образовательные и другие организации в течение календарного года с даты его подписания.
Родители (законные представители) детей имеют право:
присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;
в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.
В МБОУ «СОШ №4 г. Тосно» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
- по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
- вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
- в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и медицинский работник;
- для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
- для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации обучения детей с ОВЗ.
- имеются специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:
- право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
- право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
- по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
- право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
- к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация о реализуемых АООП для обучающихся с ОВЗ
Категории детей |
Формат обучения |
Имеющиеся условия |
АООП НОО, ФГОС 4.1 – 1 человек |
инклюзивно |
Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, советник по воспитанию, учитель-логопед.
Создание архитектурной доступности: Пандус, пути движения для обучающегося.
Имеются специальные учебники. Размещены информационные стенды для слепых и слабовидящих. |
АООП НОО, ФГОС 5.1 – 3 человека |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.1 – 19 человек |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.2 – 10 человек |
Инклюзивно – 8 человек, 1 - индивидуально |
|
АООП ООО, ФГОС 8.1. – 1 человек |
1 – индивидуально на дому |
|
АООП ООО, ФГОС 7.1. – 38 человек |
Инклюзивно – 36 человек, 2 - индивидуально |
|
АООП ФГОС с УО вариант 1 – 9 человек |
инклюзивно – 4 человека, 5- индивидуально на дому |
|
АООП ФГОС с УО вариант 2 – 2 человека |
индивидуально на дому |
Адаптированная образовательная программа начального общего образования
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1, вариант 7.2) |
Форма обучения – очная
|
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) |
Форма обучения – очная
|
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей (вариант 4.1) |
Форма обучения – очная
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, вариант 2) |
Форма обучения – очная вариант 2 – 13 лет. I-IV классы: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изобразительное искусство, музыка, адаптивная физическая культура, ручной труд. V-IX классы: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, природоведение, биология, география, мир истории, история отечества, основы социальной жизни, изобразительное искусство, музыка, адаптивная физическая культура, профильный труд. Вариант 2. I-XII классы: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, домоводство, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, музыка и движение, адаптивная физкультура, профильный труд.
|
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) |
Форма обучения – очная русский язык ¸литература, математика 5-6 класс, алгебра, геометрия. Вероятность и статистика, информатика, биология, география, химия, физика, история, обществознание, ОДНКНР, технология, инженерное дело, музыка, ИЗО, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Использование электронного обучения — нет
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.1) |
Форма обучения – очная русский язык ¸литература, математика 5-6 класс, алгебра, геометрия, вероятность и статистика, информатика, биология, география, химия, физика, история, обществознание, ОДНКНР, технология, инженерное дело, музыка, ИЗО, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Использование электронного обучения — нет
|
Учитель-дефектолог
Годовой план работы учителя дефектолога на 2022-2023 учебный год
Педагог-психолог
Учитель-логопед
КАДРОВЫЙ СОСТАВ (информация)
1. Бартновская Алиса Олеговна - педагог-психолог, образование высшее, первая квалификационная категория
2. Еремеева Надежда Юрьевна - учитель логопед, образование высшее
3. Кеттунен Марина Юрьевна - учитель логопед, образование высшее, молодой специалист
4. Богданова Оксана Владимировна – учитель дефектолог, образование высшее
5. Мацепуро Мария Александровна - учитель дефектолог, образование высшее, высшая квалификационная категория
6. Погурски Александра Михайловна - учитель дефектолог, образование высшее
7. Васильева Ирина Юрьевна - учитель логопед, образование высшее
8. Чекменева Мария Николаевна - педагог-психолог, образование высшее
9. Шумилова Марина Михайлова - учитель дефектолог, образование высшее
10. Шубина Марина Юрьевна – учитель логопед, образование высшее
Приказ "Об утверждении состава и графика работы ПМПк (психолого-медико-
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.
Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.
Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ
- Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
- Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
- Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
- Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
- Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
- Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:
- Самое важное - не маскировать диагноз
за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности. - Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
- Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
- Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
- Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
- Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
- Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
- Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
"Тосненский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Центр диагностики и консультирования для обучающихся и родителей 8(813)61-2-16-02
Адрес: г. Тосно, ул. Советская, д. 10 А, каб. 11 А (Бабенко Галина Васильевна - директор)
МБОУ "СОШ №4 г. Тосно" является базовой опорной площадкой Регионального Консультационного Центра https://school4.tsn.47edu.ru/konsultatsionnyj-tsentr
|
На странице сайта школы "Доступная Среда" представлена информация об обеспечении условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области |
На странице представлены нормативные документы, |
Федеральный ресурсный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации. |
|
Информационный портал «ППМС Помощь» осуществляет организационно-методическую поддержку деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. |
|
ГБУДО "Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" В его структуре функционирует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ленинградской области (ЦПМПК ЛО).
|