Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Cредняя общеобразовательная
школа №4 г. Тосно"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2, ФЗ «Об образовании в РФ»). Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.

С 1 сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ). Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.


В МБОУ «СОШ №4 г. Тосно» созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями   здоровья и детьми-инвалидами: 

  • школа реализует адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК; 
  • по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся  организуется  индивидуальное обучение на дому;
  • вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,  регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития   в  школе  работает педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог  и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении  проводится   информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;​
  • для эффективного включения детей-инвалидов в образовательный процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по  вопросам организации обучения  детей с ОВЗ.
  • имеются специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?

Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

  • право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
  • право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
  • по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
  • право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
  • к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Положение о критериях оценивания, формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по АООП в соответствии с ФГОС ОВЗ и ФГОС УО (вариант 1, вариант 2)

 

Информация о реализуемых АООП для обучающихся с ОВЗ

Категории детей

Формат обучения

Имеющиеся условия

АООП НОО, ФГОС 4.1 – 1 человек

инклюзивно

Психолого-педагогическое сопровождение:

педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, советник по воспитанию, учитель-логопед.

 

Создание архитектурной доступности:

Пандус, пути движения для обучающегося.

 

Имеются специальные учебники.

Размещены информационные стенды для слепых и слабовидящих.

АООП НОО, ФГОС 5.1 – 3 человека

инклюзивно

АООП НОО, ФГОС 7.1 – 19 человек

инклюзивно

АООП НОО, ФГОС 7.2 – 10 человек

Инклюзивно – 8 человек, 1 - индивидуально

АООП ООО, ФГОС 8.1. – 1 человек

1 – индивидуально на дому

АООП ООО, ФГОС 7.1. – 38 человек

Инклюзивно – 36 человек,

2 - индивидуально

АООП ФГОС с УО вариант 1 – 9 человек

инклюзивно – 4 человека, 5- индивидуально на дому

АООП ФГОС с УО вариант 2 – 2 человека

индивидуально на дому

 

Адаптированная образовательная программа начального общего образования

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития

(вариант 7.1, вариант 7.2)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 4 года (5 лет для варианта 7.2, включая 1 дополнительный класс)
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) – русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики (по модулям),  изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП НОО ФГОС 7.1

Учебный план 7.1

АООП НОО ФГОС 7.2

Учебный план 7.2

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

(вариант 5.1)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 4 года
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) – русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики (по модулям), изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП НОО ФГОС 5.1

Учебный план

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих детей

(вариант 4.1)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 4 года
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) – русский язык, литературное чтение, иностранный язык (английский), математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики (по модулям), изобразительное искусство, музыка, физическая культура.
Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП НОО ФГОС 4.1

Учебный план

Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1, вариант 2)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения: вариант 1 –  9 лет,

вариант 2 – 13 лет.
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), Вариант 1.

I-IV классы:

русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изобразительное искусство, музыка, адаптивная физическая культура, ручной труд.

V-IX классы:

русский язык, литературное чтение, математика, информатика, природоведение, биология, география, мир истории, история отечества, основы социальной жизни, изобразительное искусство, музыка, адаптивная физическая культура, профильный труд. 

Вариант 2.

I-XII классы:

речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, домоводство, окружающий социальный мир, изобразительная деятельность, музыка и движение, адаптивная физкультура, профильный труд.
Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП ФГОС с УО

Учебный план вариант 1

Учебный план вариант 2

Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

(вариант 7.1)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 5 лет
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) –

русский язык ¸литература, математика 5-6 класс, алгебра, геометрия. Вероятность и статистика, информатика, биология, география, химия, физика, история, обществознание, ОДНКНР, технология, инженерное дело, музыка, ИЗО, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП ООО ФГОС 7.1

Учебный план

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра

 (вариант 8.1)

Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 5 лет
Срок действия государственной аккредитации – бессрочно
Язык обучения – русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) –

русский язык ¸литература, математика 5-6 класс, алгебра, геометрия, вероятность и статистика, информатика, биология, география, химия, физика, история, обществознание, ОДНКНР, технология, инженерное дело, музыка, ИЗО, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Использование электронного обучения — нет
Использование дистанционных технологий – да
Описание программы с приложениями (в виде электронных документов):

 

АООП ООО ФГОС 8.1

Учебный план

 

Учитель-дефектолог

Рабочая программа по дефектологии для детей 1-4 классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития ) вариант 7.1

Рабочая программа по дефектологии для детей 1-4 классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития ) вариант 7.2

Рабочая программа коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по дефектологии для учащихся 1-4 классов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальной недостаточностью) вариант 8.1

Рабочая программа учителя дефектолога 1-4 классов для детей с расстройством аутистического спектра вариант 8.3

Годовой план работы учителя дефектолога на 2022-2023 учебный год

 

Педагог-психолог

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития на ступени начального общего образования (Вариант 7.1,7.2)

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие) на ступени начального общего образования (Вариант 4.1)

Программа психокоррекции (коррекционный модуль) для обучающихся в начальной школе с РАС (Вариант 8.3)

Программа коррекционных занятий с педагогом-психологом для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 8.1.,8.2

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) на ступени начального общего образования Вариант 5.1

 

Учитель-логопед

Рабочая программа по предупреждению и коррекции письменной речи у учащихся 1 классов с ОВЗ (7.1, 7.2), обусловленных ОНР (период обучения грамоте)

Рабочая программа по предупреждению и коррекции письменной речи у учащихся 1-4 классов с ОВЗ (УО, вариант 1)

Рабочая программа логопедического сопровождения учащихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Вариант 5.1

Рабочая программа по предупреждению и коррекции письменной речи у учащихся 2-4 классов с ОВЗ (7.1, 7.2), обусловленных ОНР

 

КАДРОВЫЙ СОСТАВ (информация)

1. Бартновская Алиса Олеговна - педагог-психолог, образование высшее, первая квалификационная категория

2. Еремеева Надежда Юрьевна - учитель логопед, образование высшее

3. Кеттунен Марина Юрьевна - учитель логопед, образование высшее, молодой специалист

4. Богданова Оксана Владимировна – учитель дефектолог, образование высшее

5. Мацепуро Мария Александровна - учитель дефектолог, образование высшее, высшая квалификационная категория

6. Погурски Александра Михайловна - учитель дефектолог, образование высшее

7. Васильева Ирина Юрьевна - учитель логопед, образование высшее

8. Чекменева Мария Николаевна - педагог-психолог, образование высшее

9. Шумилова Марина Михайлова - учитель дефектолог, образование высшее

10. Шубина Марина Юрьевна – учитель логопед, образование высшее

 

Приказ "Об утверждении состава и графика работы ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума)

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Перечень электронных образовательных ресурсов в сети Интернет, приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

СОВЕТЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями, конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда ребенок.

Каждый ребенок имеет повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать реабилитационную программу.

Идите от интереса ребенка через его возможности — к решению его проблем.

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ

  • Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  • Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
  • Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
  • Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
  • Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
  • Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит Вас.
  • Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с РАС:

  • Самое важное - не маскировать диагноз
    за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  • Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  • Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  • Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.

  • Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  • Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты не заменят Вас.
  • Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  • Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

"Тосненский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Центр диагностики и консультирования для обучающихся и родителей 8(813)61-2-16-02

Адрес: г. Тосно, ул. Советская, д. 10 А, каб. 11 А (Бабенко Галина Васильевна - директор)

МБОУ "СОШ №4 г. Тосно" является базовой опорной площадкой Регионального Консультационного Центра https://school4.tsn.47edu.ru/konsultatsionnyj-tsentr

 

На странице сайта школы "Доступная Среда" представлена информация об обеспечении условий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

На странице представлены нормативные документы,
регламентирующие вопросы обучения детей
 с ограниченными возможностями здоровья.

 

Федеральный ресурсный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации.

 

Информационный портал «ППМС Помощь» осуществляет организационно-методическую поддержку деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

 

ГБУДО "Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

В его структуре функционирует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ленинградской области (ЦПМПК ЛО).

 

Объявления