Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Cредняя общеобразовательная
школа №4 г. Тосно"

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Минпросвещения России разработало и внедрило с 1 сентября 2023 г. во всех школах Российской Федерации единую модель профориентационной деятельности (профминимум). Целевой аудиторией являются обучающиеся 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

Профминимум включает три уровня: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

Профминимум – единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся, который включает в себя семь направлений. 

  • профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда);
  • урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла, где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности и т.д.);
  • внеурочная деятельность: цикл профориентационных занятий «Россия – Мои горизонты» (проведение занятий организовано с 1 сентября 2023 г. еженедельно по четвергам);
  • практико-ориентированный модуль (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.);
  • дополнительное образование (выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей);
  • профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (получение профессии по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
  • взаимодействие с родителями или законными представителями (родительские собрания, участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий).

 

Нормативные документы:

Положение о реализации профориентационного минимума в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Тосно»

 

Советы родителям

В жизни каждого подростка наступает трудный этап, когда необходимо определиться в профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы ему не только интересна, но и соответствовала особенностям личности, характера и другим качествам. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека становится источником радости, творческого вдохновения и материального благополучия. Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессионального выбора подростка переоценить трудно. Готовность учащихся к профессиональному самоопределению в школьные годы зачастую отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего недостаточна. Такие понятия, как профессионально-значимые качества, востребованность профессии на рынке труда не всегда знакомы школьниками просто не учитываются ими при выборе профессии. Для подростка очень важно ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям (учебным, а в будущем –профессиональным).

Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?

Рекомендации родителям по профориентации

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Ступени принятия решения

Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки —названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет —минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.  Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ профориентации —не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу быть начальником!». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист —отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя —выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.

Ступень 4. От слов —к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя —свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой —соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту —умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу —физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.

Ступень 6. В институт —на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение —ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии —посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое —не мое».

Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии

Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п.) Пренебрежение к профессиям, которые являются «непрестижными», хотя и значимыми в жизни. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей. Перенос отношения к конкретному человеку —представителю той или иной профессии на саму профессию. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.

Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников - https://proektoria.online/. Представляет собой онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии и работы над проектными задачами, игровую платформу с конкурсами, опросами и флешмобами, а также интернет-издание с уникальным информационно-образовательным контентом.

Расскажи, что для тебя важно в будущей работе, и мы предложим тебе наиболее подходящие варианты - Проектория представляет примерочную профессий.

«Шоу профессий» https://шоупрофессий.рф/ – это проект, который в формате ярких видеороликов расскажет тебе о самых важных и интересных профессиях и профессиональных сферах. Мы познакомим тебя с успешными людьми, расскажем все о плюсах и минусах профессий, а еще посоветуем, куда поступить и даже где работать.

Профориентационный портал "Траектория успеха" https://траектория.онлайн/

Хочешь узнать, какие колледжи, вузы подходят именно тебе?

Где найти работу с твоим характером?

Где поиграть в футбол, научиться играть на гитаре, рисовать или стать волонтером?

Новая интерактивная сеть – именно для тебя!

Пройди тесты по психологии, профориентации прямо на сайте онлайн и узнай больше о своих способностях и месте их наилучшего применения.

С помощью результатов тестов ты сможешь получить рекомендацию с траекторией, которая определит наиболее подходящее именно тебе место учебы, работы и дополнительной занятости.

Общайся с друзьями, создавай сообщества, ищи информацию о спортивных и культурных секциях для студентов и кружках для школьников. Если ты хочешь стать волонтером или воплотить свою идею в жизнь, смотри информацию об общественных объединениях.

Всероссийская акция «Неделя без турникетов» — это комплекс мероприятий, направленных на профориентационное информирование о деятельности ведущих предприятий России и популяризацию профессий и специальностей, востребованных на промышленном производстве; знакомство школьников, студентов и их родителей с работой предприятий, расположенных в их регионе. Ведущие государственные корпорации и машиностроительные холдинги принимают активное участие в ее организации и проведении.

Принцип проведения «Недели без турникетов»: предприятия на неделю открывают свои двери для экскурсий школьников и студентов. Это возможность для ребят и их родителей «изнутри» увидеть работу предприятий, на которых они могут в будущем работать, познакомиться с трудовыми коллективами и их традициями.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Наименование

Ссылка

1.

Справочник для поступающих в вузы Санкт- Петербурга

На сайте представлен список вузов Санкт-Петербурга, подробная информация о государственных и негосударственных учебных заведениях высшего образования. Официальные сайты вузов, поиск учебного заведения на карте, адреса вузов в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Институты, университеты, академии Санкт-Петербурга, подразделения учебных заведений, основные направления подготовки, факультеты, специальности, очная, вечерняя, заочная формы обучения, вузы с общежитием в Санкт-Петербурге, информация о наличии бюджетных и платных мест: https://spb.postupi.online/   

2.

Учёба.ру. Профессии

Учеба.ру – крупнейший каталог учебных заведений, помогающий не только определиться с выбором вуза, колледжа и техникума, но и с будущей профессией. Раздел «Профессии» содержит тесты и описания профессий: https://www.ucheba.ru/prof

 3.

Азбука профессий и специальностей

Здесь вы найдёте профессии и специальности на любую букву алфавита. Кликните по нужной профессии или специальности, и вы узнаете о профессии подробности и найдёте учебные учреждения, где готовят данных специалистов. А также тесты по профессиональной ориентации: http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm https://proforientator.ru/professions/#tocontent  

4.

Каталог Профессий будущего

Каталог перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям: https://bvbinfo.ru/catalog  

5.

ПрофТест

Бесплатные онлайн-тесты на профориентацию для школьников и подростков. Тест на будущую профессию и специальность – набор вопросов, ответы на которые помогут определить жизненный путь. Вопросы и ответы составлены с учетом психоэмоциональных особенностей, индивидуальных вкусов, талантов и стремлений:  https://careertest.ru/tests/    https://www.profguide.io/test/category/proforient/

6.

Тест «Сделай первый шаг к выбору профессии»

Тест анализирует предпочтения и психологическую готовность к профессиональным обязанностям по 8 ролям: администратор, менеджер, предприниматель, коммуникатор, инноватор, специалист, функционалист, аналитик: https://proforientator.ru/profline/test/a0c24c7a18a4f93528c07c638f9c74d5  

7.

Тест «Профперспектива»

Тест на профориентацию покажет, какие профессии подходят обучающимся по темпераменту и личностным особенностям, а также позволит оценить интересы и предпочтения в профессиональной деятельности: https://proforientator.ru/profline/test/e60f99de247544e88ea0ad7824b7f1ef  

 

Объявления