5. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.
70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, гдеребенок проводит значительную часть своего времени.
6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.
1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
5. Словесные указания или угрозы.
6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.
7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.
8. Бессонница.
Мотивы суицидального поведения подростка:
1. Поиск помощи
2. Неумение выражать чувства
3. Безнадёжность
4. Множественные проблемы
5. Попытка сделать больно другому
6. Способ разрешить проблему
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
1. с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
2. злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
3. с затяжным депрессивным состоянием;
4. сверхкритичные к себе подростки;
5. страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
6. фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
7. страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
8. из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
9. из семей, в которых были случаи суицидов.
Что следует делать:
1. Слушать, проявлять эмпатию и сохранять спокойствие;
2. Оказывать поддержку и проявлять заботу;
3. Относиться к ситуации серьезно и оценить степень риска;
4. Задавать вопрос о предыдущих попытках;
5. Обсудить возможные варианты решения, кроме самоубийства;
6. Задать вопрос о наличии плана самоубийства;
7. Выиграть время — заключить контракт;
8. Найти источники поддержки;
9. Если возможно, изъять орудия;
10. Предпринять необходимые действия, сообщить о ситуации другим, организовать помощь;
11. Если риск высок, оставаться с человеком.
Чего делать не следует:
1. Игнорировать ситуацию;
2. Показывать, что ситуация вас шокирует, проявлять смущение, паниковать;
3. Обещать, что все будет хорошо;
4. Бросать человеку вызов, говоря, чтобы он сделал то, что собирается;
5. Стараться превратить все в тривиальную ситуацию;
6. Давать лживые обещания;
7. Обещать хранить все в секрете;
8. Оставлять человека одного.
9. Как оказать помощь суицидальному человеку
Педагогические советы родителям.
Правила этики общения с ребенком в семье
1. Не подозревать дурного;
2. Не высмеивать;
3. Не выслеживать;
4. Не выспрашивать;
5. Не подшучивать;
6. Не принуждать к ответственности;
7. Не контролировать интимный опыт общения;
8. Создавать атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме;
9. Созидать навыки общения в доме по принципу открытости;
10. Давать право на собственный опыт;
Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей
в семье:
1. Проявлять тепло и эмоциональный отклик во взаимоотношениях, оказывать поддержку во всем;
2. Создавать атмосферу эмоциональной привязанности в семье;
3. Проявлять постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем;
4. Предпочитать требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчужденности;
5. Снимать авторитарные позиции в общении с детьми. Директивный стиль отношений в семье не допустим!
6. Избегать ортодоксальных суждений;
7. Уметь признавать свои ошибки в общении с детьми.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей
1. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
2. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
9. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
12. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
13. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
14. Эмоциональное развитие личности ребенка часто недооценивают, что может привести к серьезным и печальным последствиям для него. Эмоциональное развитие должно стать предметом пристального внимания родителей и педагогов.
15. Главное, что должны сделать взрослые в этом случае – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
К чему приводят обиды
Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:
1. К стремлению «уйти в себя»;
2. К изолированности;
3. К отчуждению во взаимоотношениях;
4. К стремлению «выяснить отношения», что может перейти в конфликт;
5. К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
6. К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
7. К повышению нервно-психической напряженности;
8. К снижению активности;
9. К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценить поступающую информацию.
Когда ребенку обидно
1. Обидно, когда все беды валят на тебя;
2. Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными;
3. Обидно, когда тебе не доверяют;
4. Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
5. Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
6. Обидно, когда дело понятное и интересное превращается в обузу, в занятие от которого не отвяжешься;
7. Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
8. Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами;
9. Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
10. Обидно и многое другое, о чем мы не вспомнили.
Настраивайте своих детей на удачу!
Есть множество вещей, что, так или иначе,
Важны для нас и очень хороши
Их всем желаю от души:
Любви, здоровья и удачи!