Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


"Cредняя общеобразовательная
школа №4 г. Тосно"

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — тест, оценивающий грамотность школьников и умение применять знания на практике. Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО).

 

Основные сведения о международной программе PISA.

Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) организуется и проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты публикуются раз в три года. Первый мониторинг качества образования в разных странах мира был проведен в 2000 году (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32 государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA 2003),  в 2006 (PISA 2006) – 57, а в 2009 и 2012 годах - уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012). Это не может не свидетельствовать о росте значения оценки PISA для национальных образовательных систем. 
Мониторинг оценки качества образования в школе осуществляется консорциумом, состоящим из ведущих международных научных организаций, при участии национальных центров и организации ОЭСР. Руководит работой консорциума Австралийский Совет педагогических исследований (ACER) при активном содействии Нидерландского Национального Института Педагогических Измерений (CITO), Службы педагогического тестирования США (ETS), Национального института исследований в области образования (NIER) в Японии; Вестат США (WESTAT) и других авторитетных в мире образования организаций.

 

Цель мониторинга качества образования в школе

Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей. Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается  обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах.  Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который в нашем мире происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится. Критики мониторинга качества образования в школе PISA (понятное дело, все они граждане тех стран, в которых по результатам PISA с образовательными достижениями далеко не все в порядке), не считают данное исследование объективным. Их главный аргумент:  PISA оценивает не уровень освоения школьной программы, а скорее возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой. Но простите, разве это не то, зачем мы отправляем наших детей в школу? Вряд ли в будущей жизни они будут сталкиваться с задачами, сформулированными в школьных учебниках: они должны будут применять полученные знания в решении нестандартных вопросов. Только так можно добиться успеха, а вовсе не щелкая по трафарету одинаковые задачки из учебника.  
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем.

 

Мониторинг оценки качества образования: выборка

В мониторинге оценки качества образования принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается. Выборка учащихся каждой страны формируется на основе вероятностно-пропорционального метода. В каждой стране в мониторинге  оценки качества  образования принимают участие 2% от общего количества 15-летних граждан. Они представляют все типы образовательных учреждений, существующих в стране и именно в той пропорции, в которой они представлены в реальности.

 

Методология мониторинга качества образования в школе.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

  • грамотность чтения,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность.

С 2003 года было введено еще одно направление - способность решать различные проблемы.

 

В 2000 году наиболее глубоко исследуемым было направление грамотности чтения, в 2003 - математическое, в 2006 - естественно-научное. 


Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области. 


Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения  потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. 


Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. 


Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей. 


Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. 

 

Ключевые факты.

  • Инструментарий исследования PISA для школ включает в себя: тест и анкету для обучающихся, а также онлайн-анкету для администрации школы;
  • Участники исследования выполняют задания на компьютере;
  • Все задания построены на концептуальных рамках исследования PISA;
  • Исследование PISA для школ дает возможность получения результатов в привязке к единой шкале исследования PISA.
  • Региональные оценки по модели PISA проводятся в сентябре и октябре расчетного года.

В основе тестов PISA лежит мнение международной группы экспертов о том, что мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать, например, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или понять газетную статью о глобальном потеплении.

 

Обычно, задача PISA состоит из:

  • Текста или текстов, которые объединены общей темой (имеется название), снабжены рисунками, графиками, таблицами и т.д. Причем, как содержащими, так и не содержащими  полезную для успешного ответа на вопросы информацию;
  • Набора вопросов, отнесенных к теме, заданной информационным блоком.
  • Закодированной информацией для исследователя -  область, уровень сложности (определяется статистически).

 

Согласно итогам исследования PISA 2000—2009 лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии; в Европе в десятке лидеров Финляндия и Нидерланды.

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 6 мая 2019 года "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

Дорожная карта по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA обучающихся МБОУ «СОШ №4 г. Тосно» за 2020 год         

Объявления